1.Общие положения Настоящее «Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МБУ ДО СШ «Лидер» (далее Положение) разработано в соответствии: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Федеральным законом от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями); 3. Приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4 Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; с учетом: 1.Приказа Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 2. Письма Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; 3.Письма Минпросвещения России от 16.11.2020 № ГД -2072/03 «О направлении рекомендаций»; 4. Методических рекомендаций Роспотребнадзора от 14.08.2019 № МР 2.4.0150-19, 01230/13-01 МР2.4.0150-19 «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях». В Положении используются следующие понятия: Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционным и образовательными технологиями (далее ДОТ) являются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ № 273, ст.16, п.1).. Внедрение дистанционного режима обучения позволяет Учреждению расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы Учреждения (по климатическим, санитарноэпидемиологическим и другим причинам). Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения учебных занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной и другими, предусмотренными Федеральным законом № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формами его получения. Ссылки на дистанционные учебные занятия и материалы размещаются на официальном сайте МБУ ДО СШ «Лидер» в разделе «Образовательный процесс в условиях режима повышенной готовности». Предлагаемые электронные ресурсы для дистанционного обучения: • Электронная почта, • Сайт школы, • Облачные сервисы и т.д. • сферум применение платформ для дистанционного обучения (индивидуально, на выбор и усмотрение тренера-преподавателя и по согласованию с родителями (законными представителями) учащегося. Главными целями применения ДОТ как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются: Повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; • предоставление учащимся возможности освоения дополнительных образовательных программ по культивируемым видам спорта (общеразвивающих, предпрофессиональных программ) непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения); • развитие предпрофессионального образования по культивируемым видам спорта в рамках МБУДО СШ «Лидер» на основе использования информационных технологий, как комплекса социально-педагогических преобразований; • создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в области образования без отрыва от основной учёбы. II.Организация процесса использования дистанционных образовательных технологий в МБУДО СШ «Лидер» В периоды особых режимных условий МБУДО СШ «Лидер» обеспечивает переход учащихся на дистанционное обучение. Переход учащихся на изучение дополнительной образовательной программы в системе дистанционного обучения производится приказом директора на основании ст.16 и части 2 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». МБУДО СШ «Лидер» доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации дополнительных образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. МБУДО СШ «Лидер» самостоятельно определяет порядок оказания учебнометодической помощи учащимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. МБУДО СШ «Лидер» самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия тренера-преподавателя с учащимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия тренера-преподавателя с учащимся в учебном кабинете. Оценка качества реализации программ включает в себя текущий контроль выполнения практических заданий учащимся, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль осуществляется в дистанционном режиме и оценивается по итогам выполненной работы. Промежуточная (итоговая) аттестация в дистанционном режиме обучения может осуществляться по сданным практическим заданиям учащимся. МБУ ДО СШ «Лидер» размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн (офлайн) занятий. В случае отмены особого режима промежуточная и итоговая аттестации проводятся в школе в режиме очного обучения. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: Виды занятий: • видео-лекции (офлайн: предоставляемые учащимся в качестве ресурсов в СДО, ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • видеоконференции, форумы, дискуссии,(офлайн: на базе СДО, используя инструменты среды Moodle; онлайн –с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Webex и др.); • семинары (офлайн - семинары, настраиваемые в среде Moodle; онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • чат(онлайн-консультации в СДО с помощью инструмента «чат» либо проведение вебинара с использованием свободно распространяемых сред (Webex и др.); • видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или дистанционный прием итогового теста, в том числе в форме вебинара; • дистанционные конкурсы, мастер-классы; • веб-занятия, электронные экскурсии, телеконференции; • контроль результатов обучения (офлайн-выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн - проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). Для организации электронного обучения наиболее эффективным являются следующие формы учебного инструментария: • лекция, представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, не линейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов; • глоссарий, позволяющий создавать и поддерживать список определений в формате словаря с возможностью производить поиск и перемещение по записям, используя алфавит, категории, даты и имена и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария встречающихся в тексте; • база данных, расширяющая возможности глоссария и позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая такие типы полей, как: дата, картинка, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, число, широта/долгота; • тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в тестах различных курсов, обеспечением возможности при необходимости автоматического оценивания и определением различных ограничений по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.; • задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста ,файла, нескольких файлов; • семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ; • вебинар, обеспечивающий возможность проведения видео-лекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор),использовать наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии, различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ; • чат с использованием поддержки, картинок, математических формул и т.п.; • опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу; • wiki-страница, обеспечивающая возможность редактировать любым пользователем; • блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для про- смотра другими пользователями. В зависимости от способа коммуникации тренера-преподавателя и учащегося можно выделить следующие формы организации электронного обучения: • самообучение, организуемое посредством взаимодействия, учащегося с образовательными ресурсами, при этомконтакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы; • индивидуальное обучение, основанное на взаимодействии учащегося с образовательными ресурсами, а также с педагогом в индивидуальном обучении; • обучение в группе, предполагающее активное взаимодействие всех участников учебного процесса. Каждый из указанных подходов в организации электронного обучения характеризуется спектром педагогических методов и приёмов обучения. Основными элементами организации электронного обучения являются следующие: Многоканальность доставки образовательного контента учащимся с помощью используемых ИКТ; В качестве средств доставки контента или обеспечения повышения ее эффективности могут выступать: локальная сеть учебного заведения или информационно-образовательная среда, взаимодействие в которой происходит посредством сети интернет; компьютеры и презентационное оборудование в совокупности с используемыми в процессе очных занятий презентациями, анимацией и пр.; Средства поддержки методической работы педагога при обучении в ИКТнасыщенной среде (электронная библиотека, медиатека, электронный каталог традиционной библиотеки учебного заведения и т.д.); Расширенный набор средств удаленного взаимодействия, учащегося с тренеромпреподавателем: видеоконференции; электронная почта; образовательные интернетресурсы; трансляция или запись лекций; Современные средства повышения эффективности оценивания результатов обучения, предполагающие включение контрольных элементов, использование компьютерного тестирования; Для учета результатов образовательной деятельности используется электронная система учета уровня освоения программного материала. Ш.УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются: учащиеся; тренеры-преподаватели; заместитель директора по учебно-спортивной работе; педагог-организатор; родители (законные представители) учащихся. Тренером-преподавателем является компетентный специалист, осуществляющий непосредственное ведение дистанционного обучения с использованием ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет. IV. ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИПРИРЕЖИМЕДИСТАНЦИОННОГООБУЧЕНИЯ: Директор МБУ ДО СШ№ «Лидер»: Осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы Учреждения на период дистанционного обучения. Контролирует соблюдение работниками учреждения режима работы. Осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения дополнительных образовательных программ посредством дистанционного обучения. Принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы образовательной организации в дни, когда учащиеся не посещают школу. Заместитель директора по учебно-спортивной работе: Организует образовательную деятельность, контролирует выполнение дополнительных образовательных программ учащимися, результаты образовательной деятельности. Осуществляет информирование всех участников образовательных отношений (тренеров-преподавателей, учащихся, родителей (законных представителей) иных работников) об организации дистанционной работы в дни неблагоприятных погодных условий, на период карантина и др. Осуществляет контроль за успеваемостью учащихся. Вносит изменения по необходимости в документацию учебного процесса. Осуществляет контроль своевременного прохождения учащимися промежуточной и итоговой аттестаций. Педагог-организатор: Размещает на сайте школы методические материалы для обеспечения дистанционного обучения. V. ФУНКЦИИТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙНАПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С целью прохождения дополнительных образовательных программ в полном объеме тренеры-преподаватели применяют разнообразные формы дистанционного обучения, исходя из индивидуальных возможностей учащегося и по договоренности с родителями (законными представителями). Тренеры-преподаватели информируют родителей (законных представителей) заблаговременно о ходе, планировании, электронных ресурсах, которые будут использованы в реализации дистанционного режима обучения, а также результатах текущего контроля, итогах промежуточной и итоговой аттестаций на период дистанционного обучения. Обязательными условиями дистанционного обучения является: Планирование тренерами-преподавателями своей педагогической деятельности с учетом электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий; создавать простейшие, необходимые и интересные для учащихся, электронные ресурсы и задания. Своевременное оформление и предоставление учебной документации в учебную часть. Определение форм и методов дистанционного обучения самостоятельно с применением подходящих и возможных электронных ресурсов, а также по согласованию с родителями (законными представителями) учащихся. Контроль процесса получения информации учащимися. Контроль режима учебного времени в дистанционном формате (выход учащегося на связь в режиме онлайн). Выражение тренерами-преподавателями своего отношения к работам учащимся в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций. VI. ФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Родители (законные представители) должны предоставить своему ребенку техническую возможность обучаться в дистанционном режиме (компьютер,ноутбук,смартфон,интернет,электронныересурсы,выбранные для обучения с тренером-преподавателем индивидуально). В период дистанционного обучения учащиеся обязаны выполнять задания дистанционных занятий, добросовестно осваивать дополнительную образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, своевременно предоставлять тренерам-преподавателям домашнее задание на адрес электронной почты преподавателя, в мессенджеры Viber, WhatsAPP, на сайт школы (по договоренности). Связь учащихся с тренерами-преподавателями поддерживается по- средством контактных телефонов, электронных ресурсов (п.1.8. настоящего Положения) Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения и способствуют ее своевременной ответной связи. Родители(законные представители )несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период дистанционного обучения. VII. ФУНКЦИИУЧРЕЖДЕНИЯПРИИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Учреждение: использует дистанционное обучение при наличии педагогических работников(тренеровпреподавателей),имеющихсоответствующийуровень подготовки и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных технологий; использует дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся; создает условия для функционирования электронной информационно образовательной среды; знакомит учащегося и его родителей (законных представителей)с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по системе дистанционного обучения; ведет учет результатов образовательного процесса проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения учащегося; создает и поддерживает на сайте школы пространство для дистанционного обучения учащихся, в котором размещает информацию о порядке и условиях дистанционного обучения; осуществляет организацию учебно-методической помощи учащимся, родителям (законным представителям) по средством сайта школы. привлекает в условиях форс-мажорных обстоятельств личную технику тренеровпреподавателей (компьютер, ноутбук, телефон, планшет).